Текст приводится по электронному изданию: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь, Изд. "Русское слово", 1996 г. OCR Палек, 1998 г.
Амвросий (Святой, Миланский) — один из замечательнейших отцов церкви, род. (как предполагают) от префекта Галии, в Трире, около 340 г. Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выборе епископа в 374 г. Амвросий, будучи еще некрещеным, как гласит предание, устами ребенка, закричавшего "Амвросий епископ", был избран в епископы обеими партиями и, после долгого сопротивления, рукоположен 7 декабря. В сане епископа Амвросий с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую Империю, в то время уже начавшую распадаться. С этою целью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияния лжеучений и поступил весьма решительно против ариан. С другой стороны он ревностно заботился о независимости церкви от государства и необыкновенною емкостью отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. Амвросий имеет также огромное значение, как церковный учитель. Важнее прочих его три книги: "De officiis clericorum" (изданные Крабингером, Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которые в течении нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическое изложение сотворения мира "Hexaemeron", пять догматических книг "De fide" и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросию комментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года.
Большие заслуги имеет Амвросий также в области церковного пения, в качестве составителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые ему приписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности; знаменитый гимн "1063 Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный под именем "Амвросианского", долгое время приписывавшийся Амвросию, сочинен также не им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так называемый Амвросианский напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др. греч. речитатив, музыки До Амвросия церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола, Амвросий установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за образец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. Х, 7). Тоны или гласы установлены Амвросий совершенно согласно с напевами православной греческой церкви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве, от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. Амвросий считается патроном города Милана, библиотека которого названа его именем. Его "Opera" изданы в двух фолиантах в Париже (1686–90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения А. перевел Ф. X. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871–1880). Ср. Бонара, "Histoire de Saint-Ambroise" (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Его значение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия.